НАКШБАНДИЙСКИE НАСТАВНИКИ ТАТАРСКИХ БОГОСЛОВОВ КОНЦА XVIII – XIX ВВ В СРEДНEЙ АЗИИ
##semicolon##
суфизм, накшбандия, Поволжье, Средняя Азия, Урал, мусульманское богословие.##article.abstract##
Суфийское учение издревле оказывало значительное влияние на религиозную жизнь мусульман Средней Азии и Волго-Уральского региона. Интеллектуальный обмен между богословами Мавераннахра и их северными братьями начинается ещё в Булгарский период и находит своё продолжение в связях между регионами в период Казанского ханства и после его падения. Причём мусульмане Поволжья выступали не только в качестве учеников, но также и обогащали богословов Средней Азии своими изысканиями. Особую роль в отношениях между мусульманами двух регионов имел суфизм. Он укреплял интеллектуальные достижения богословов своими духовными практиками и проповедью идей равенства и братства. В рамках данного исследования проводится анализ духовной связи между суфиями Средней Азии и Поволжья, а также рассматривается процесс генезиса муджаддидийской ветви накшбандийского тариката, нашедшей своё продолжение в Волго-Уральском регионе.
##submission.citations##
Марас И., Турк Дунясинда Дини Енилесме (1850-1917). – Истамбул: Отукен, 2002.
Абашин С.Н. Суфизм в Средней Азии: точка зрения этнографа // "Суфизм в Централной Азии (зарубежные исследования). Сборник статей памяти Фритца Майера (1912-1998)" // Вестник Эвразии. – 2001. - № 4. – С. 117 – 141.
Абдурасулов У. "Дело о Ходжа Ахраре вернут на доследование": накшбандийский шайх в публикaциях и личной корреспонденции советских востоковедов // Исламологй. – 2017. – Т. 7, № 2. – С. 101 – 118.
Адыгамов Р.К. Роль Габдрахима Утыз-Имяни в изучении социокултурных и религиозных традиций татарского общества конца XVIII - первой трети XIX вв. / Диссертaция на соискание учёной степени кандидата исторических наук. – Казан, 2006.
Аширов А.А., Пасилов Б.А. Зикр джахр в ритуальной практике суфийских групп Средней Азии его этнографические особенности // Этнографическое обозрение. – 2010. - № 5. – С. 37 – 43.
Баруди Г. Мэржани хакында ижмалы мэгълумат // «Мэржани» жыентыгы (Сб. Марджани). – Казан: «Иман», 2001 (транслитерaция издания 1915). – Т. 1.
Гордон-Полонская Л. История Пакистана. – М., 1963.
Дорофеева Т.Г. Исламский мистицизм и эго среднеазиатская практика // Россия и мировое сообщество: актуалные проблемы современности. – 2017. – С. 39 – 50.
Идиятуллина Г.Г. Абу Наср Курсави и среднеазиатские истоки татарской общественной мысли конца XVIII - начала XIX веков (по материалам тракта "ал-Иршад ли-л-ибад") / Диссертaция на соискание учёной степени кандидата исторических наук. – Казан, 2001.
Ислам (энциклопедический словарь) – М., 1991.
Исмаилов Л.Э. Мавераннахрский суфизм и священные захоронения (XVI в.) // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. – 2019. - № 4 (61). – С. 24 – 28.
Марджани Ш. Мукаддимат вафийат ал-аслаф. – Казан, 1883.
Пылев А.И. Шейх Юсуф ал-Хамадани (1048/1049-1140) и эго рол в развитии суфизма и суфийской литературы в Средней Азии // Творческое наследие Алишера Навои и современност. Сборник докладов Международной научно-практической конференции. 2018. - Издательство: ООО "4 Принт" – С. 122 – 126.
Рахимов К. Тарикат хваджаган-накшбандийа и сем пиров // Пер. с узбек. яз. И.Р. Гибадуллина. – Казан: ИД «МеДДоК», 2020. – 180 с.
Сабиров Н.Р. Роль суфийских традиций в развитии татарской общественной мысли XVII-XVIII вв.: основные направления и проблематика // Автореферат диссертaции на соискание учёной степени кандидата исторических наук. – Казан, 2013.
Салихова З.А. Возникновение теории воспитания и обучения Бахауддина Накшбанди // Россия- Узбекистан. Международные образовательные и социально-культурные технологии: векторы развития // Сборник материалов международной научной конференции. – 2019. – С. 87 – 88.
Саттар хан А., Анвар З. Отважный защитник веры шейх Сирхинди // Ислам. – 2004. – № 1.
Сызранов А.В. Суфизм и суфии в Нижнем Поволже // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. – 2008. - № 3. – С. 27 – 38.
Фахретдин Р. Болгар вэ Казан тореклэре. – Казан, 1993.
Шагавиев Д.А. Шигабутдин Марджани как суфий // Минбар. Исламские исследования. – 2008. – С. 35 – 46.
Шараф Ш. Мэржинен тэржемэи хэле // [сборник] Марджани. – Казан: Магариф, 1915.
Шиҳабетдин Мэржани. – Казан: Рухият, 1998.
Шиммел А. Мир исламского мистицизма / – М.: Энигма, 1999.