НАКШБАНДИЙСКИE НАСТАВНИКИ ТАТАРСКИХ БОГОСЛОВОВ КОНЦА XVIII – XIX ВВ В СРEДНEЙ АЗИИ

Authors

  • Рамил Камилович Aдыгамов к.и.н. старший научный сотрудник отдела истории религий и общественной мысли Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, г. Казань, Российская Федерация;

Keywords:

суфизм, накшбандия, Поволжье, Средняя Азия, Урал, мусульманское богословие.

Abstract

Суфийское учение издревле оказывало значительное влияние на религиозную жизнь мусульман Средней Азии и Волго-Уральского региона. Интеллектуальный обмен между богословами Мавераннахра и их северными братьями начинается ещё в Булгарский период и находит своё продолжение в связях между регионами в период Казанского ханства и после его падения. Причём мусульмане Поволжья выступали не только в качестве учеников, но также и обогащали богословов Средней Азии своими изысканиями. Особую роль в отношениях между мусульманами двух регионов имел суфизм. Он укреплял интеллектуальные достижения богословов своими духовными практиками и проповедью идей равенства и братства. В рамках данного исследования проводится анализ духовной связи между суфиями Средней Азии и Поволжья, а также рассматривается процесс генезиса муджаддидийской ветви накшбандийского тариката, нашедшей своё продолжение в Волго-Уральском регионе.

 

References

Марас И., Турк Дунясинда Дини Енилесме (1850-1917). – Истамбул: Отукен, 2002.

Абашин С.Н. Суфизм в Средней Азии: точка зрения этнографа // "Суфизм в Централной Азии (зарубежные исследования). Сборник статей памяти Фритца Майера (1912-1998)" // Вестник Эвразии. – 2001. - № 4. – С. 117 – 141.

Абдурасулов У. "Дело о Ходжа Ахраре вернут на доследование": накшбандийский шайх в публикaциях и личной корреспонденции советских востоковедов // Исламологй. – 2017. – Т. 7, № 2. – С. 101 – 118.

Адыгамов Р.К. Роль Габдрахима Утыз-Имяни в изучении социокултурных и религиозных традиций татарского общества конца XVIII - первой трети XIX вв. / Диссертaция на соискание учёной степени кандидата исторических наук. – Казан, 2006.

Аширов А.А., Пасилов Б.А. Зикр джахр в ритуальной практике суфийских групп Средней Азии его этнографические особенности // Этнографическое обозрение. – 2010. - № 5. – С. 37 – 43.

Баруди Г. Мэржани хакында ижмалы мэгълумат // «Мэржани» жыентыгы (Сб. Марджани). – Казан: «Иман», 2001 (транслитерaция издания 1915). – Т. 1.

Гордон-Полонская Л. История Пакистана. – М., 1963.

Дорофеева Т.Г. Исламский мистицизм и эго среднеазиатская практика // Россия и мировое сообщество: актуалные проблемы современности. – 2017. – С. 39 – 50.

Идиятуллина Г.Г. Абу Наср Курсави и среднеазиатские истоки татарской общественной мысли конца XVIII - начала XIX веков (по материалам тракта "ал-Иршад ли-л-ибад") / Диссертaция на соискание учёной степени кандидата исторических наук. – Казан, 2001.

Ислам (энциклопедический словарь) – М., 1991.

Исмаилов Л.Э. Мавераннахрский суфизм и священные захоронения (XVI в.) // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. – 2019. - № 4 (61). – С. 24 – 28.

Марджани Ш. Мукаддимат вафийат ал-аслаф. – Казан, 1883.

Пылев А.И. Шейх Юсуф ал-Хамадани (1048/1049-1140) и эго рол в развитии суфизма и суфийской литературы в Средней Азии // Творческое наследие Алишера Навои и современност. Сборник докладов Международной научно-практической конференции. 2018. - Издательство: ООО "4 Принт" – С. 122 – 126.

Рахимов К. Тарикат хваджаган-накшбандийа и сем пиров // Пер. с узбек. яз. И.Р. Гибадуллина. – Казан: ИД «МеДДоК», 2020. – 180 с.

Сабиров Н.Р. Роль суфийских традиций в развитии татарской общественной мысли XVII-XVIII вв.: основные направления и проблематика // Автореферат диссертaции на соискание учёной степени кандидата исторических наук. – Казан, 2013.

Салихова З.А. Возникновение теории воспитания и обучения Бахауддина Накшбанди // Россия- Узбекистан. Международные образовательные и социально-культурные технологии: векторы развития // Сборник материалов международной научной конференции. – 2019. – С. 87 – 88.

Саттар хан А., Анвар З. Отважный защитник веры шейх Сирхинди // Ислам. – 2004. – № 1.

Сызранов А.В. Суфизм и суфии в Нижнем Поволже // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. – 2008. - № 3. – С. 27 – 38.

Фахретдин Р. Болгар вэ Казан тореклэре. – Казан, 1993.

Шагавиев Д.А. Шигабутдин Марджани как суфий // Минбар. Исламские исследования. – 2008. – С. 35 – 46.

Шараф Ш. Мэржинен тэржемэи хэле // [сборник] Марджани. – Казан: Магариф, 1915.

Шиҳабетдин Мэржани. – Казан: Рухият, 1998.

Шиммел А. Мир исламского мистицизма / – М.: Энигма, 1999.

Downloads

Published

2022-12-05

How to Cite

Aдыгамов Р. (2022). НАКШБАНДИЙСКИE НАСТАВНИКИ ТАТАРСКИХ БОГОСЛОВОВ КОНЦА XVIII – XIX ВВ В СРEДНEЙ АЗИИ. Journal of Social Sciences, 1(02), 9–14. Retrieved from https://ojs.qmii.uz/index.php/ij/article/view/140

Issue

Section

Статьи